Grkflower.ru

ГРК Флора
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое растение выращивали древние греки и римляне?

Сельское хозяйство и земледелие

Земледельческое хозяйство является экономической основой греческой цивилизации. Не случайно в греческих городах-государствах политическая принадлежность и владение гражданскими правами ставились в прямую зависимость от владения земельным участком. Территория Греции не изобилует плодородными землями, сегодня лишь 18 % ее площади пригодно для обработки, в древности же эта цифра была еще меньше. Соответственно, земледельческие области в древности были густо заселены, плотность населения в среднем соответствовала современной — 40−60 человек на км 2 , свободных земель на всех не хватало, что, с одной стороны, обеспечивало постоянный приток сельского населения в города, а с другой, стимулировало заморскую колонизацию.

Картофель

Картофель появился в Европе сравнительно недавно — в 1565 году. Его привезли из Южной Америки испанские моряки.

Долог был путь этой культуры на наш стол. Сначала её выращивали в садах как декоративное растение, потом варили варенье из зелёных ягод и лишь затем стали употреблять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был ещё такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники.

Первая попытка распространения новой культуры была неудачной. Крестьяне не знали способности картофеля образовывать клубни и использовали в пищу семенные ягоды, что приводило к массовым отравлениям. Поэтому даже в 1830–1840-х годах случались «картофельные бунты» — крестьян насильно заставляли сажать картофель, который те называли «чёртовым яблоком».

Постепенно картофель завоёвывал новые площади, и в настоящее время его выращивают даже за Полярным кругом!

Экономика

Экономика древних культур, включая Грецию и Рим, была основана преимущественно на сельском хозяйстве. В идеале греки жили на небольших фермах, на которых выращивали пшеницу, однако из-за недостаточно хороших знаний в области сельскохозяйственной деятельности многие домохозяйства просто не могли прокормить себя.

Крупные поместья захватили власть. Они производили вино и оливковое масло, которые также являлись основным продуктом экспорта у римлян, что совершенно неудивительно, учитывая одинаковые географические условия этих двух государств.

Римляне импортировали пшеницу и аннексировали провинции, которые могли бы предоставить им эту продукцию. Кроме того что они занимались земледелием, также они занимались торговлей. Считается, что греки не уважали торговлю и считали, что она унижает достоинство.

Несмотря на то что в Греции также были рабы, экономика Рима целиком зависела от рабства, начиная от периода экспансии и заканчивая поздней империей. Оба эти государства имели свою собственную валюту и занимались чеканкой монет.

Применение мушмулы в кулинарии

Соус из мушмулы придаст яркий фруктовый вкус и сделает куриное мясо еще нежнее

  • Цыплята — 1,3 кг
  • Перец стручковый острый — 1-2 шт
  • Масло сливочное — 30 гр
  • Мушмула — 7-8 шт
  • Яблочный сок — 30 мл
  • Лимонный сок — 1 ст. ложка
  • Соль — по вкусу

Растереть острый перец с солью и смешать с размягченным сливочным маслом. Смазать цыплят смесью и оставить мариноваться на 2-3 часа при комнатной температуре.

Переложить цыплят в огнеупорную форму, добавить плоды мушмулы. Поставить запекаться в разогретую до 180°C духовку на 45 минут.

Вынуть из духовки. Три печеных фрукта очистить и размять в пюре. Развести пюре яблочным и лимонным соком, перемешать массу до однородности. Намазать цыплят соусом и поставить в духовку еще на 15 минут.

Вкусное и полезное дополнение к чаю в холодное время года

  • Мушмула — 5 кг
  • Сахар — 1,5 кг
  • Лимон — 1 шт
  • Вода — 1,5 л

Помыть, очистить от косточек и шкурки плоды мушмулы.

Отправить в кастрюлю сахар, воду и сок лимона. Довести до кипения, периодически помешивая, чтобы сахар полностью растворился.

Выложить в сироп мушмулу. Варить на среднем огне 15 минут, затем снять с огня и оставить на 7-8 часов. Затем снова довести до кипения, варить 5-7 минут и снова оставить до полного остывания. Проварить варенье в последний, третий, раз.

Разлить горячее варенье по стерилизованным банкам и закатать.

Сатурналии, лучший праздник года: как древние греки и римляне проводили зимние каникулы

В благословенных средиземноморских краях зима бывает очень противная, и древние с удовольствием разнообразили ее праздниками. И греки, и римляне отмечали зимнее солнцестояние, причем первые — сравнительно скромно, а вторые — с большим размахом.

Анакреонт о зимнем месяце посидеоне:

Глянул Посидеон на двор,
В грозных тучах таится дождь,
И гудит зимней бури вой
Тяжко-громным раскатом.

(Пер. Г. Церетели)

Греки берегли силы для четырех разных чествований бога вина Диониса, проходивших между январем и началом апреля. Но на месяц посидеон (декабрь—январь) приходились Алои (Ἁλῶα) — праздник молотьбы, в глубокой древности переехавший с осени на зиму поближе к солнцевороту и соединившийся с торжеством, приуроченным к еще одному важному событию в жизни древнего грека — обрезке виноградной лозы. Во время Алой, посвященных покровительнице земледелия Деметре и Дионису, полагалось есть выпечку и пить вино, избегая красных продуктов: мяса, гранатов, барабульки (у этой рыбки чешуя неподобающего цвета). В застольях принимали участие только женщины, которым разрешалось ни в чем себе не отказывать — ни в выпивке, ни в сквернословии.

Банкетный зал украшали глиняными гениталиями, а на стол подавали хлебы и пироги в виде репродуктивных органов.

На праздник приходили и почтенные домохозяйки, и гетеры, и уличные девицы, которые в обычной жизни практически не встречались друг с другом. И в отличие от серьезных Элевсинских мистерий, важнейшего афинского торжества, тоже связанного с культом Деметры, во время Алой участницы искренне веселились и в кои-то веки наслаждались застольем, а не готовкой.

Надо признать, есть в Алоях что-то от восьмимартовских посиделок в женском коллективе. То ли дело древнеримские сатурналии — «лучший праздник года», по словам поэта Катулла, причем для всех, где и подарки, и обжорство, и пьянство. В строгие времена Республики его отмечали один день, в конце республиканского периода римской истории — два, при императоре Августе — три, при Калигуле — пять, а после дело дошло до семи: с 17 по 23 декабря. На это время закрывались школы и начинали работать специальные рынки с подарками — свечками и глиняными фигурками.

Читать еще:  Что можно выращивать в одной теплице с помидорами?

Одна из самых важных примет сатурналий — возможность играть в азартные игры, которые были категорически запрещены в остальное время. Зато в праздничные дни в кости, бабки и т. д. резались все от мала до велика. Детям денег, конечно, не давали, и они играли на орехи. О многих деталях сатурналий мы знаем благодаря поэту Марциалу. В «Эпиграммах» он нарисовал картину праздников:

Что же, однако, Сатурн, мне в дни эти делать хмельные,
В дни, что за небо тебе собственный сын уступил?
Иль мне о Фивах писать, о Трое, о мрачных Микенах?
«Ты на орехи играй», — скажешь. Орехов мне жаль.

(XIV, 1. Пер. Ф.А. Петровского)

Уже мальчик орехи бросил с грустью:
Вновь учиться зовет крикун наставник;
И, в обманные кости проигравшись,
Извлеченный из тайного притона,
Охмелевший игрок эдила* молит.

(V, 84. Пер. Ф.А. Петровского)
* эдилы допускали азартные игры в общественных местах только в праздник Сатурналий.

Удивительно, но еще в XVI веке оксфордским студентам дозволялось играть на деньги только трижды в год: в День Всех Святых, в Рождество (как раз неделя сатурналий) и на Сретение. Почтенная традиция! Впрочем, с 2004 года Рождество в Англии — единственный день, когда букмекеры не принимают ставки.

А что же подарки? Все тот же Марциал в «Эпиграммах» отвел всю четырнадцатую книгу под короткие описания даров, вручаемых на сатурналии. Чего там только нет: книги и погремушки, собаки и сено, зубочистки и шляпы, игральные кости и пеналы, золотые шпильки и кровяная колбаса, фонари и чесалки для спины. Всего Марциал перечисляет 223 предмета, среди которых есть и дорогие, привезенные из самой Индии вещи (элитные подарки), и самые простые, доступные даже рабу.

На сатурналии одаривали только мужчин, а женщин — в дни мартовского фестиваля матроналий. Исследователи Марциала подозревают, что первые четыре книги «Эпиграмм» сами запросто могли служить подарками на сатурналии — их тексты адресованы мужчинам и полны шутками вроде этой:

Невии я написал. Нет ответа. Не даст она, значит.
Но ведь наверно прочла, что я писал. Значит, даст.

(II, 9. Пер. Ф.А. Петровского)

А вот пятая книга предназначена другим читателям, не таким испорченным:

Вам, матронам, и юношам, и девам,
Мы страницы вот эти посвящаем.
Ты же, тянет кого к бесстыдным шуткам
И кому по душе их непристойность,
Ты игривых прочти четыре книжки.

(V, 2. Пер. Ф.А. Петровского)

Один из самых популярных видов сувениров в дни сатурналий назывался sigilla — это были простенькие глиняные фигурки птиц, животных, людей. Из письма философа-стоика Луция Аннея Сенеки мы знаем, что ребенок хозяев мог дарить такие игрушки детям домашних рабов. В этом письме автор иронизирует по поводу собственного возраста и рассказывает следующий эпизод: «Поворачиваюсь к дверям. „А это кто, — спрашиваю, — такой дряхлый? Правильно сделали, что поместили его в сенях: ведь он уже смотрит за двери. Откуда ты его взял? Какая тебе радость выносить чужого мертвеца?“ А тот в ответ: „Ты что, не узнал меня? Ведь я — Фелицион, это мне ты всегда дарил кукол на сатурналии; я сын управляющего Филосита, твой любимец“. — „Ясное дело, — говорю я, — он бредит! Это он-то еще малышом стал моим любимцем? Впрочем, очень может быть: ведь у него как раз выпадают зубы“» («Нравственные письма к Луцилию», XII, 3. Пер. С.А. Ошерова).

Сатурналии были временем обильной еды и не менее обильной выпивки. У Цицерона находим сообщение о том, как Цезарь ужинал во время зимних праздников:

«Он применил рвотное: поэтому он ел и пил безбоязненно и с удовольствием, очень богато и великолепно».

(Att., XIII, 52. Пер. В.О. Горенштейна)

Римляне вообще считали рвоту зимой здоровым и полезным занятием, так что в сатурналии напиваться до полусмерти было, можно сказать, обязательным требованием. Энциклопедист Плиний Старший писал, что в первой половине I века в Риме распространилась мода пить на пустой желудок (Naturalis Historia, XIV, 143–144). По его словам, корни этой традиции следует искать на Востоке — в Парфии. Некоторые современные исследователи считают, что варварский обычай пришелся ко двору как раз в сатурналии, когда дозволялось вести себя диким образом и даже, о ужас, не носить тогу (вместо нее надевали более удобную одежду под названием synthesis).

Кроме азартных игр и безудержного пьянства, у декабрьской недели без правил была еще одна особенность: гуляли в этот период не только господа, но и рабы. Сенека пишет, что в один из дней «хозяева садились за стол с рабами… непременно и еще оказывали им в доме всякие почести, позволяли судить да рядить, объявляя дом маленькой республикой» («Нравственные письма к Луцилию», XLVII, 14. Пер. С.А. Ошерова). И свободные мужчины, и невольники надевали на головы войлочные шапки-пилеумы, которые носили вольноотпущенники: это был еще один важный уравнительный элемент праздника.

В лучшие дни года мир выворачивался наизнанку дважды: рабы и хозяева не только вместе садились за стол — у них появлялся еще и шутовской повелитель — Saturnalicius princeps, предводитель застолья и веселья. Словом, это был настоящий карнавал.

Читать еще:  Как правильно выращивать цикламен в домашних условиях?

Оказавшиеся на чужбине римляне старались отмечать сатурналии: нам известны как свидетельства аристократов из высококультурных Афин, так и записка раба из дикарской Британии. Вот этот удивительный документ, найденный в пограничной крепости Виндоланда:

Один раб просит другого купить редиски для праздника (этот овощ, помимо того что был сравнительно дешевым и широко доступным, еще и считался неплохим рвотным).

Сенека, человек умеренный, не любил декабрьские излишества:

«Больше стойкости в том, чтобы оставаться трезвым, когда весь народ перепился до рвоты, больше умеренности в том, чтобы, не смешиваясь со всеми, не выделяться и не составлять исключения и делать то же самое, что все, но иначе.

Ведь праздничный день можно провести, и не предаваясь роскоши» («Нравственные письма к Луцилию», XVIII, 4. Пер. С.А. Ошерова). Примерно об этом две тысячи лет спустя и нам в канун Нового года толкуют благонамеренные. Кому-то будет по душе такой совет, а кому-то все равно нужно напиться и выкричаться: “Io Saturnalia!”

Патрицианский стол. «Какою мерзкою отравой потом рыгается…»

Примерно с 3-го в. до н. э. состоятельные римляне не ограничивались незамысловатой кашей и хлебом, а всё больше стремились отведать изысканных блюд. Даже если не вспоминать императоров, которые ради эстетики могли потребовать добавить в экзотический тогда рис жемчужины, еда знати и так всё сильнее поражала воображение.

В период ранней империи философ Сенека протестовал против всяких излишеств: «Неужели, по-твоему, грибы, этот вкусный яд, не делают своего дела исподтишка, даже если сразу не вредят? […] Неужели ты считаешь, что податливая мякоть этих устриц, раскормленных в иле, не оставляет в желудке тяжёлого осадка? Неужели ты полагаешь, будто приправа, эта драгоценная сукровица протухших рыб, не жжёт солёной жижей наших внутренностей? Неужели, по-твоему, эти гноящиеся куски, что идут в рот прямо с огня, остывают у нас в утробе без всякого вреда? Какою мерзкой отравой потом рыгается! Как мы сами себе противны, когда дышим винным перегаром! Можно подумать, будто съеденное не переваривается внутри, а гниёт! Я вспоминаю, что когда-то много говорили об изысканном блюде, в которое наши лакомки, поспешая к собственной погибели, намешали всё, за чем они обычно проводят день: съедобные части венериных и иглистых раковин и устриц были разделены проложенными между ними морскими ежами, сверху лежал слой краснобородок (прим. — рыбы) […]. Лень уже есть всё по отдельности — и вот на стол подают то, что должно получиться в сытом животе. Не хватает только, чтобы всё приносилось уже пережёванным! […] Право, в блевотине пища перемешана не меньше! И насколько сложны эти блюда, настолько же разные, многовидные и непонятные болезни порождаются ими…».

Сколько же роскошных пиров увидел философ, если это ассорти вызывало уже такой гнев! Можно себе представить. В 1-м в. н. э. Марк Гавий Апиций помимо многих приправ и сложных соусов в своих популярных рецептах предлагал использовать с обычным мясом: жир, мозги и кишки, печень, сырые яйца (всё это может быть скомбинировано и сдобрено специями). Дроздов искушённая знать поедала не иначе как начинёнными орехами и изюмом. А чего стоит распространённый тогда рыбный соус «гарум», сделанный из рыб, засолённых в чане и пролежавших на солнце несколько месяцев (самим соусом была слитая затем из чана жижа)! Право, этот неаппетитный ряд не хочется продолжать, тем более, что он был бы слишком длинным.

Мозаика «Обитатели моря». Помпеи. Источник: Национальный археологический музей Неаполя

Достаточно обобщить — знатные и пресыщенные римляне часто гнались за новыми вкусами и дорогими блюдами, демонстрируя своё благополучие на многочисленных приёмах. Самым доступным способом усложнения и удорожания еды была комбинация дорогих и мелких ингредиентов в одном блюде — как, например, описанные писателем 1-м в. н. э. Петронием жареные сони с маком и мёдом или набитая колбасами и потрохами свинья.

Марк Витрувий Поллион об архитектуре

Римский автор, архитектор и инженер-строитель Марк Витрувий Поллион (Marcus Vitruvius Pollio), широко известный как Витрувий, описал в своей работе по архитектуре важность воздушного потока. Он рекомендовал строить город на возвышенности с умеренным климатом, а не рядом с болотом. Он считал, что утренний ветерок может перенести влажный воздух и комаров с болота в город, а это, в свою очередь, может вызвать, говоря современным языком, инфекционные заболевания.

Далее Витрувий считал, что те же принципы применимы и к строительству театров.

Он описывает, как недостаток воздушного потока может быть проблемой в таких замкнутых пространствах и как длительное воздействие горячего, застоявшегося воздуха может вызвать болезнь: «Когда солнце полностью освещает его округлую часть, воздух, будучи запертым в изогнутом корпусе и неспособным циркулировать, остается там и нагревается; и, распаляясь, он сгорает, высыхает и ухудшает жидкости человеческого тела».

Сегодня концепция четырех элементов была вытеснена современной медициной — теперь мы знаем, что вышеприведенное объяснение Витрувия о том, как возникают лихорадки, неверно. Но мы все еще используем некоторые связанные с этим термины сегодня, и четыре качества горячего, холодного, влажного и сухого по-прежнему актуальны.

Как выбирать и хранить

Рекомендации по выбору зависят от того, какую часть растения предстоит купить и использовать. Так:

  • свежие стебли должны быть упругими без признаков увядания, насыщенно-зеленой окраски;
  • корень фенхеля — твердым, тяжелым, с плотной текстурой и незначительными остатками зеленых пластин на клубнях;
  • семена — хорошо высушенными.

Стебли растения хранятся в пакете в овощном отсеке холодильника не более 3-5 суток. Для хранения семян используют герметично закрытую тару, которую держат в помещении с низким уровнем влажности воздуха.

Определить свежесть корня фенхеля можно по нежному анисовому аромату.

На чем рисовали и писали в Древней Греции

Если в те времена искусство так процветало и было столько талантливых художников, то почему же с тех времен до нас почти не дошло картин? Неужели в Античности еще не умели рисовать или писать маслом?

Читать еще:  Как правильно выращивать лук на головку из севка?

Конечно, умели. Только вот бумаги, которую сейчас безжалостно марают в огромных количествах, на которой миллионы людей что‑то калякают и рисуют замечательные картины, еще не было, а изготовление пергамента или папируса было делом очень трудоемким. Поэтому для рисования использовали другие материалы, прежде всего — как это странно ни звучит — керамические вазы.

Иногда наброски просто делали на дне вазы или выцарапывали что‑то на слегка влажном куске глины. А еще использовали деревянные дощечки, покрытые тонким слоем воска. Именно восковые таблички были основным материалом для письма в гимнасиях.

Античные книги выглядели совсем не так, как современные. Они были не прямоугольные, а в виде свитка, вроде рулона бумажных полотенец. Делались они из папируса, египетского травянистого растения. Его стебель разрезали вдоль, раскладывали узкие полоски рядом вдоль и поперек и спрессовывали их в тонкие листы. А эти листы потом склеивали друг с другом растительным соком, и получались свитки до десяти метров длиной. Читали (то есть скатывали) их не сверху вниз, а слева направо.

Примерно с начала II века до н. э. все больше используется пергамент, который тогда вовсе не выглядел как всем известная бумага для выпечки, а делался из тончайшей кожи и не был таким прозрачным, через него не получилось бы ничего перерисовать. Главным преимуществом этого материала было то, что на нем можно писать с двух сторон, сшивать страницы и потом их перелистывать.

Сколько работы нужно проделать, прежде чем написать что‑нибудь! Поэтому уже в Античности перерабатывали и использовали свитки повторно. Старый текст просто соскребали и поверх писали новый. Новые мысли появлялись быстрее, чем материал, на котором их можно было записать.

Парфянское Царство

Возникшее на обломках Персидской Империи государство быстро окрепло и вскоре захватило обширные территории. После сокрушения Карфагена на пути римской экспансии встал новый, куда более мощный противник. Мы уже неоднократно писали о конфликте заклятых соседей. История противостояния насчитывает почти 300 лет, начиная от I века до н.э, заканчивая III веком н.э. Каждая война становилась затратной для обеих сторон и ложилась тяжким бременем на государственную казну.

В 54 г. до н.э., началась первая война – «Восточный поход» Марка Красса, закончившийся, однако, полным провалом. Парфяне мастерски использовали характер местности и конных лучников, за счёт чего нанесли римлянам катастрофическое поражение, потеряв при этом значительно меньше воинов. Однако полноценно воспользоваться плодами победы парфяне не смогли. Последствие поражения римлян можно назвать «лучшим из худших».

Десятилетие спустя римляне, усвоив тяжёлые уроки битвы при Каррах, смогли взять реванш за поражение, но окончательно сокрушить Парфию так и не удалось.

В течение последующих лет Рим и Парфия ещё не раз сходились в ожесточённом противостоянии. Во II веке император Траян решил нанести Парфии окончательное поражение, полагая, что государство, раздираемое междоусобными войнами, не сможет дать отпор Риму. Римлянам удалось даже взять столицу Парфии. Но вскоре парфяне, проведя серию контратак, отбили Ктесифон, кроме того, восстания в Палестине и Иудее вынудили римлян отказаться от дальнейшей кампании. Всего столица Парфии дважды захватывалась римлянами.

В последний раз, в III веке н.э., Рим снова сделал попытку покорения Парфии. Первоначально добившись впечатляющих результатов, римляне, однако, не смогли окончательно сокрушить Парфию. В захваченных владениях вспыхнули восстания возмущённых осквернением царских могил жителей, вследствие чего Риму пришлось бросить значительные силы на подавление мятежей.

В конце концов, римлянам пришлось вернуть все завоёванные в ходе кампании земли. Несмотря на то, что, фактически, Рим остался ни с чем, это было отпраздновано, как победа – в честь этого события были выпущены монеты, где было отчеканено: «Парфянская победа» (Victoria Parthica).

Парфия вскоре распалась, а возникшее на её месте Новоперсидское Царство было значительно слабее Парфии, но к тому времени римляне окончательно отказались от завоеваний и перешли к обороне своих границ.

Так закончилась история многолетнего противостояния двух держав.

Лечебные свойства портулака

В китайской народной медицине портулак применяют при:

  • гонорее,
  • артритах,
  • болезнях печени, почек,
  • дизентерии,
  • параличах инфекционного происхождения,
  • как противоядие при укусах ядовитых змей, пчёл и ос.

Примочки из растертых семян используют для лечения чешуйчатого лишая.

Настой травы оказывает мочегонное и противовоспалительное действие (столовую ложку свежей травы заливают стаканом кипятка, оставляют на два часа, процеживают и пьют по две столовые ложки 3-4 раза в день).

В Ливане до сегодняшнего дня портулак неизменно входит в состав традиционного салата fattoush, китайцы обжаривают его вместе с бобовыми побегами, французы охотно едят (и здесь мистер эксперт ошибся) портулак, например, с кремовым овощным супом. На вкус портулак слегка кислит, ощущается слабая жгучесть, вроде как от овощного перца.

В его листьях содержится большое количество:

  • витамина C,
  • белков,
  • сахара,
  • слизистых и смолистых веществ,
  • органических кислот,
  • гликозидов,
  • алкалоидов,
  • много каротина и аскорбиновой кислоты,
  • калия,
  • магния,
  • железа,
  • жиров.

В пищу идут листья и верхушки стеблей, можно использовать и цветки. Портулак съедобен в сыром виде в салатах, вкусен он и вареный в супах и соусах. Зелень неплохо замариновать впрок. Маринованный портулак — отменная приправа к мясным блюдам.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector