Grkflower.ru

ГРК Флора
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Зерновые культуры

Зерновые культуры — важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных. [источник не указан 552 дня]

Зерновые культуры подразделяются на хлебные и зернобобовые. Большинство хлебных зерновых культур (пшеница, рожь, рис, овёс, ячмень, кукуруза, сорго, просо, чумиза, могар, пайза, дагусса и др.) принадлежит к ботаническому семейству злаков; гречиха — к семейству гречишных; мучнистый амарант — к семейству амарантовых. Зерно хлебных зерновых культур содержит много углеводов (60—80 % на сухое вещество), белков (7—20 % на сухое вещество), ферменты, витамины комплекса В (B1, B2, B6), PP и провитамин А, чем и определяется высокая питательность его для человека и ценность для кормового использования.

Амарант (Щирица)

Одно из наиболее ранних известных растений, специально культивируемых человеком для потребления в пищу. Родина амаранта — Южная Америка, там его выращивали ещё племена ацтеков и инков. Его часто называют “псевдо-злаком”, потому что фактически амарант является чем-то средним между травой и овощем.

У нас амарант получил название щирица и незаслуженную славу вредного сорнякового растения, тогда как в Китае, Японии и на своей родине, в Южной Америке, он почитался не только за свою питательную ценность, но и за целебные свойства. В народе амарант или щирицу называют также “петушиные гребешки”, “бархатник”, “аксамитник», “кошачий хвост” за красивую форму соцветий. Благодаря ей же его в последнее время можно часто увидеть украшающим клумбы, просто как декоративное растение. Это уже не так обидно, как клеймо сорняка, но тоже не лучшее применение для столь полезного растения.

Продовольственной комиссией ООН щирица признана лучшей культурой XXI века.В ней нет клейковины (такого ненавистного всем сейчас глютена) и есть полноценный белок. Также это отличный источник клетчатки, фолиевой кислоты, калия, кальция, полезных минералов, например, железа, магния, фосфора, меди и марганца, и незаменимых аминокислот, в особенности лизина. Кстати, по содержанию магния щирица вообще чемпион: в 100 г риса, пшеницы и щирицы этого микроэлементами соответственно 50 мг, 140 мг и 240 мг.

Традиционно, из щирицы готовят кашу на завтрак, но хорошей идеей будет добавить её и в суп или в салат. Вкус у крупы слегка ореховый. Правда для ее приготовления понадобится больше воды, чем для других видов круп — до 6 ст. на 1 ст. щирицы. Амарантовая мука станет прекрасным выбором для выпечки, а масло этого растения содержит до 10% сквалена (мощного иммуностимулятора).

Кстати, в пищу идут и листья щирицы, похожие на шпинат. В них содержатся стеролы, витамины С, Е, В1, В2, флавоноиды (кверцетин, рутин, трефолин) и множество минеральных веществ.Их предварительно бланшируют и добавляют в салаты, закуски, гарниры, но это уже отдельная история.

Гостья из Индии

«Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной»,— гласит русская поговорка. Родина гречихи — Индия, точнее — западные отроги Гималайских гор. Длительное время считали, что эта культура пришла к нам в период монголо-татарского нашествия в XIII веке, и подтверждается это тем, что у некоторых славянских народов (поляков и словаков) гречиха именуется татаркой. Однако археологи доказали, что в районе Ростова-на-Дону гречиху выращивали еще в I—II веках нашей эры. В странах Западной Европы ее ввели в культуру значительно позднее, в XVI веке. Несмотря на длительный период возделывания, гречиха почти не приобрела каких-либо выраженных черт одомашнивания.

Осыпавшиеся в период уборки зерна зачастую выдерживают неблагоприятные условия осени и зимы, прорастают весной, и полученные растения ведут себя как обычные однолетние сорняки. Полудикий тип этой культуры, в том числе и современных сортов, создает для земледельцев серьезные трудности в получении высоких и устойчивых по годам урожаев. И хотя имеется немало сортов, селекционерам в содружестве с генетиками предстоит решить сложные задачи по созданию принципиально нового растения гречихи, в котором бы ее высокие качества были приумножены.

1 Виды зерновых

Зерновые культуры занимают наибольшее количество пахотных земель во всем мире, хотя в каждой стране разные злаки пользуются разным уровнем популярности. В России наибольшие площади отводятся под пшеницу, ячмень и другие озимые зерновые культуры. В странах Азии лидер зерновой промышленности – рис. В некоторых регионах лидируют гречиха и зернобобовые культуры.

И так, к зерновым и зернобобовым культурам относятся:

  • пшеница;
  • ячмень;
  • овес;
  • рожь;
  • рис;
  • горох;
  • фасоль;
  • гречиха;
  • кукуруза;
  • просо;
  • сорго.

Немалую известность и популярность в последние годы получил новый зерновой гибрид– тритикале.
к меню ↑

1.1 Химический состав, свойства и особенности

Каждый представитель зерновых злаков имеет свои особенности по составу, цвету, форме и вкусу. В процессе поедания каши человек всегда может отличить пшеницу от гороха или гречиху от риса.

Но, не смотря на такую большую разницу во вкусе и форме, зерновые культуры имеют очень схожий химический состав:

  • белки: 10-16%;
  • углеводы: 55-70%;
  • жиры: 1,5-4,5% (в кукурузе и овсе содержание жиров достигает 6%);
  • так же зерновые и зернобобовые культуры содержат большое количество витаминов групп А, В, С и Д.

Количество содержания всех ферментов может меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от: состав почвы, внесение удобрений, климатические и погодные условия и, разумеется, вид и сорт культуры.

Главная особенность всех зерновых и бобовых культур – высокие показатели лежкости. Высыхание плодов происходит непосредственно на стебле. После уборки и молочения зерно досушивают в специальных хранилищах. Сухой урожай может храниться не один год, не зависимо от того, происходит ли хранение целых, или перемолотых зерен.
к меню ↑

1.2 Пища богов: злаковые и зерновые культуры (видео)


к меню ↑

1.3 Строение растений

Все зернобобовые и зерновые культуры имеют схожее строение. Они состоят из:

  • корня;
  • стебля;
  • листьев;
  • соцветий;
  • плодов.

По внешнему виду все зерновые можно разделить на две подгруппы: вьющиеся и прямые. К вьющимся относятся зернобобовые культуры, к прямым – зерновые. Так же у этих подгрупп сильно отличается формирование плода: бобовые дают плоды в виде стручков, зерновые, в основном, в виде колосьев (исключением является кукуруза, которая формирует кочан).

Все растения группы зерновых имеют мычковатую корневую систему. Большинство корней формируются и развиваются в верхнем пахотном слое земли. Некоторые корешки могут уходить в глубь, но не больше, чем на 25 см.

Предок пшеницы

Происхождение культуры удается проследить, начиная от дикорастущей травы, которая появилась 75 тысяч лет назад и относилась к семейству Triticeae. Это растение и есть предком современной пшеницы.

Самая ранняя собранная пшеница была дикой полбой, которая росла в восточном Средиземноморье. Ее возраст составлял 12 тысяч лет.

Семена культуры понравились первобытным людям. После чего они стали употреблять их. По археологическим данным, наши предки уже в 10 тысячелетии до нашей эры выращивали пшеницу. Древний злак имел ломкие колосья и мелкие зерна. Они сыпались прямо после созревания, а потому собирать их не удавалось. Как следствие, людям приходилось употреблять недоспевшие зерна.

В течение тысяч лет земледельцы выращивали и отбирали семена диких растений, что, в конце концов, привело к одомашниванию злака. При этом окультуривание растения протекало крайне медленно. Согласно оценкам ученых, примерно 6,5 тысячи лет назад культура была одомашнена.

Ячмень

Исторические заметки гласят, что первым в мире зерновым злаком, который специально выращивали, был ячмень. Его зерна находили даже в захоронениях фараонов. До распространения пшеницы и ржи по всему миру, ячмень был очень популярным, из него в древние времена даже научились варить пиво. Да, пиво из ячменя является самым древним напитком. И сейчас ячмень выращивают не только для корма животных и птиц, но и для производства солода, из чего делают любимое человечеством пиво. В военные голодные годы из ячмени делали напиток, напоминающий по вкусу кофе. Из ячмени в нетрадиционной медицине делают успокаивающие, очищающие препараты. Отваром из ячмени можно вылечить сухой кашель и цистит.

Благодаря быстрому вызреванию, яровую ячмень научились выращивать в северных странах, где пшеница и рожь за короткое лето не успевают вызревать. А озимая ячмень популярна в странах, где нередки засухи и держится высокая температура воздуха. Благодаря своей нетребовательности, ячмень можно выращивать на любой почве. Сама ячменная крупа очень грубоватая, поэтому ее долго вымачивают в воде перед готовкой. А чтобы получить из ячмени полезную перловку для каши, его зернышки шлифуют от кожицы мякины. Из перловки делают муку, из которой выпекают полезный хлеб. Желающие похудеть употребляют ячменные каши, так как они выводят из организма лишний холестерин и шлаки.

Читать еще:  Как выращивать чайный гриб в домашних условиях с нуля?

Он еще более легко приспосабливается к почвенным и погодным условиям, чем рожь. Без проблем прорастает на любой почве: глинистой, песчаной, торфяной. Является самоопыляемой культурой, обладающей высоким показателем продуктивности. Благодаря этим качествам, овес с успехом выращивают в северных странах, как Россия, Германия, Казахстан, США, где он легко переносит летние заморозки. Зерно овса содержит большое количество растительных жиров, высококачественный белок и полезные вещества, например, железо и кальций. Из всех сортов овса самым ценным считается белое зерно. Зерна других цветов, как красный, черный, сероватый, считаются менее полезными.

Почти 90 процентов овса используется в качестве корма для птиц и животных, только остальные 10 процентов идет в пищу населению. Но он почти не употребляется в цельном виде, его перерабатывают в крупу для каш, или делают из него полезные овсяные хлопья. Хлеб из овсяной муки нежелательно печь, так как в нем мало клейковины. Зато из него пекут знаменитое на весь мир полезное и вкусное овсяное печенье.

Для южных стран рис является главным злаком, как для северных стран пшеница. Трудно сказать, когда начали его выращивать. На древних раскопках находили глиняную посуду с отпечатками следов риса. Помимо его употребления в пищу, древние люди использовали рис в качестве ритуальных приношений богам. Рис на 89 процентов богат крахмалом, из него же люди получают основную часть калорий. Благодаря большому количеству аминокислот, рис легко усваивается организмом и является диетическим продуктом.

Поскольку рис любит тепло и влагу, его в широких масштабах выращивают в Таиланде, Китае, Индии и Вьетнаме, благодаря их влажной тропической среде. Сейчас многие страны, например, Мексика, США, Бразилия, получили возможность выращивать рис, благодаря искусственному увлажнению почвы, но азиатские страны удерживают пальму первенства.

На свете существует множество сортов риса, но их обработка делится на три вида: коричневый, шлифованный, пропаренный. Рис первого вида подвергается минимальной обработке, сохраняя все свои полезные свойства. Шлифованный рис после нескольких стадий шлифовки становится гладким и белым. Это самый популярный вид риса. Последний вид риса получают путем пропаривания с сохранением своих полезных свойств. Данный рис приходится варить дольше, так как он тверже вышеописанных видов.

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Да­вай­те рас­смот­рим, на какие груп­пы можно раз­де­лить куль­тур­ные рас­те­ния.

Овощ­ные – это рас­те­ния, ко­то­рые че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет на полях и ого­ро­дах.

Пло­до­вые – это рас­те­ния, ко­то­рые вы­ра­щи­ва­ют­ся в садах.

Де­ко­ра­тив­ные – эти рас­те­ния вы­ра­щи­ва­ют для кра­со­ты пар­ков на клум­бах.

Пря­диль­ные – эти рас­те­ния ис­поль­зу­ют­ся для из­го­тов­ле­ния ткани. К пря­диль­ным куль­ту­рам от­но­сит­ся лен. Из стеб­лей льна пря­дут нити. Из них ткут раз­ные ткани.

На ри­сун­ке 4 изоб­ра­жен хлоп­чат­ник. Внут­ри ко­ро­боч­ки на­хо­дит­ся белое пу­ши­стое во­лок­но, ко­то­рое также идет на из­го­тов­ле­ние ткани и ваты. Из хлоп­ча­то­бу­маж­ных и льня­ных тка­ней шьют одеж­ду, по­стель­ное белье, ска­тер­ти и по­ло­тен­ца.

ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

И по­след­няя груп­па – это зер­но­вые куль­ту­ры. На­зва­ние «зер­но­вые» про­изо­шло от слова «зерно». В пищу че­ло­век упо­треб­ля­ет се­ме­на этих рас­те­ний – зерна. Вто­рое на­зва­ние – злаки. Зер­но­вые или зла­ко­вые куль­ту­ры вы­ра­щи­ва­ют на полях.

Какие зер­но­вые куль­ту­ры че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет, и как он их ис­поль­зу­ет? Пше­ни­ца, рожь, овес, просо, яч­мень, гре­чи­ха, ку­ку­ру­за, под­сол­неч­ник.

Под­сол­неч­ник по­лу­чил свое на­зва­ние, по­то­му что цве­ток по­во­ра­чи­ва­ет­ся вслед за солн­цем. Из семян под­сол­неч­ни­ка де­ла­ют рас­ти­тель­ное масло.

Ку­ку­ру­за счи­та­ет­ся одним из самых древ­них рас­те­ний. Из зерен ку­ку­ру­зы де­ла­ют крупу, масло и мно­гое дру­гое.

По­сло­ви­цы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Счета каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Че­ло­век про­из­во­дит куль­тур­ные зер­но­вые рас­те­ния с целью по­лу­че­ния зерна, из ко­то­ро­го из­го­тав­ли­ва­ют крупы.

Из гре­чи­хи по­лу­ча­ют греч­не­вую крупу.

Яч­мень дает нам два вида круп: пер­ло­вую – это целое зерно, и яч­не­вую – дроб­ле­ное зерно.

Просо идет для про­из­вод­ства пшена.

В Древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии есть герой по имени Ге­ракл. О его две­на­дца­ти по­дви­гах на­пи­са­ны целые ле­ген­ды. А зна­е­те ли вы, что Ге­ракл был еще из­ве­стен под име­нем Гер­ку­лес? Так те­перь на­зы­ва­ет­ся каша, ко­то­рую он очень любил. А из ка­ко­го рас­те­ния его по­лу­ча­ют? Ов­ся­ные хло­пья или гер­ку­лес по­лу­ча­ют из овса, а ещё из него де­ла­ют ов­ся­ные хло­пья или пе­че­нье. Ов­ся­ная каша – очень по­лез­ная, она сде­ла­ет вас очень силь­ны­ми и здо­ро­вы­ми.

Когда наши пред­ки на­учи­лись вы­ра­щи­вать зер­но­вые куль­ту­ры, то све­жие зерна ели, а сухие и твёр­дые пе­ре­ти­ра­ли, де­ла­ли муку, ва­ри­ли кашу.

ХЛЕБ

А вот печь хлеб люди на­учи­лись го­раз­до позже. Пред­ставь­те себе, что пер­вый хлеб люди пекли из рас­тер­тых же­лу­дей.Про­шло время, люди на­учи­лись печь тон­кие сухие ле­пеш­ки. Таким был хлеб, пока в тесто не по­па­ли мель­чай­шие гриб­ки – дрож­жи. Пред­ставь­те, какой ужас ис­пы­та­ли древ­ние люди, когда уви­де­ли, что тесто в горш­ке на­ча­ло под­ни­мать­ся, как живое. В ужасе люди бро­си­ли гор­шок в огонь, чтобы из­ба­вить­ся от на­ва­жде­ний. Тесто ис­пек­лось, и по­лу­чи­лась ду­ши­стая, вкус­ная, аро­мат­ная ле­пеш­ка. Это было на­сто­я­щее от­кры­тие.

По­сло­ви­цы о хлебе:

Хлеб – всему го­ло­ва.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Да­вай­те узна­ем, по­че­му один хлеб белый, а дру­гой чер­ный? Чер­ный хлеб де­ла­ют из ржа­ной муки. Ее по­лу­ча­ют из зерен ржи. Рожь – это хлеб­ная зер­но­вая куль­ту­ра. Белый хлеб де­ла­ют из пше­нич­ной муки. Ее по­лу­ча­ют из зерен пше­ни­цы. Пше­ни­ца – вто­рая хлеб­ная зер­но­вая куль­ту­ра. Ман­ную кашу тоже де­ла­ют из пше­ни­цы.

Вот он – теп­лый, зо­ло­ти­стый.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он про­де­лал дол­гий путь. Сколь­ко труда вло­же­но в него. К хлебу нужно от­но­сить­ся бе­реж­но, брать столь­ко, сколь­ко ты мо­жешь съесть. Если каж­дый уче­ник в школе будет вы­бра­сы­вать ку­со­чек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем вы­бра­сы­вать 15 кг хлеба.

Маль­чик,
Ногою пи­на­ю­щий хлеб,
Маль­чик,
Го­лод­ных не зна­ю­щий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб —
Это жизнь, а не про­сто еда.

Хле­бом кля­лись,
За хлеб уми­ра­ли
Не для того,
Чтоб в фут­бол им иг­ра­ли.

В слове
На­род­ная муд­рость та­ит­ся,
Вот что
В на­ро­де у нас го­во­рит­ся:

«Если ты хлеб це­нить пе­ре­стал,
Ты че­ло­ве­ком быть пе­ре­стал».

На этом уроке мы по­зна­ко­ми­лись с куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми. Узна­ли, что среди них есть зер­но­вые куль­ту­ры.

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема «Осен­ний уро­жай. Обоб­ща­ю­щий урок». В ходе за­ня­тия мы по­зна­ко­мим­ся с ос­нов­ны­ми куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми.

Виды культурных сортов

Наибольшее значение для человека имеют зерновые культуры. Отрасль растениеводства, занимающаяся их выращиванием, называется зерноводством. Важнейшими представителями зерновых культур являются:

  • пшеница;
  • рис;
  • ячмень;
  • овес;
  • рожь;
  • кукуруза;
  • гречиха.

Первоначальный продукт, получаемых из зерновых культур, называется зерном. Оно может быть непосредственно употреблено в пищу, но часто из него делает муку, а далее – хлеб. Например, белый хлеб пекут из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки.

Другая группа культурных растений – это зернобобовые культуры. К ним относятся:

  • горох;
  • фасоль;
  • соя;
  • чечевица.

По большей части зернобобовые культуры употребляются непосредственно в пищу.

Следующая группа растений – технические культуры. Их название указывает на то, что эти растения используются для производства многих видов сырья. Однако многие технические культуры могут и непосредственно употребляться в пищу. Среди технических культур можно выделить:

  • Крахмалоносные культуры. Из них получают крахмал, который в свою очередь необходим для производства клея и клея. Наиболее известным представителем этого класса является картофель.
  • Сахароносные растения. Они используются для получения сахара, к ним относят сахарную свеклу и сахарный тростник.
  • Масличные культуры. Они служат источником масла. Сюда входят такие растения, как горчица, подсолнечник, арахис, соя, кунжут.
  • Прядильные культуры. Из них получают сырье для текстильной промышленности, то есть для изготовления одежды. В первую очередь это хлопок и лен.
  • Каучуконосные растения. Их этих культур получают каучук, который в свою очередь используется для получения резины. К этому типу растений относят кок-сагыз и гевею.
  • Красильные культуры. Они используются как сырье для получения различных красок. Например, куркума позволяет получать красители желтого цвета, гаргала и марена дают красный цвет, а синие краски получают из индиговеры.
  • Лекарственные растения. Из них изготавливают многие лекарства. В эту группу входят такие растения, как ромашка аптечная и боярышник.
Читать еще:  Родители разрешили вите выращивать лекарственные растения

Заметим, что растениеводство не ограничивается только выращиванием перечисленных культурных сортов растений. К нему относят ореховодство, виноградарство, бахчеводство (выращивание дыней и арбузов), овощеводство, лесоводство и много других отраслей.

Рабы пшеницы. Как растения и животные одомашнили человечество

Принято считать, что именно человек всех и всё одомашнил: превратил вольных баранов в послушных овец и вырастил из дикой полбы культурную пшеницу. Но не все так просто: люди занимались хозяйством и одновременно опутывали себя сетью ежедневных обязанностей: скот требовал ухода, а поля — обработки. Джеймс Скотт, автор книги «Против зерна. Древнейшая история глубинных государств», которая выйдет в Издательском доме «Дело», считает, что человечество попало в ловушку оседлости, а цивилизационный процесс сократил не только наш рацион, но и жизненное пространство. Как мы обменяли разнообразие дикой флоры и фауны на горстку злаков и стадо коров — читайте в отрывке.

Мы склонны позиционировать свой биологический вид как «агента» одомашнивания: «мы» одомашнили пшеницу, рис, овцу, свинью и козу. Но если мы посмотрим на ситуацию под несколько иным углом, то окажется, что это мы были одомашнены. Майкл Поллан высказал эту точку зрения в своем внезапном и запоминающемся резюме, которое сформулировал, занимаясь садоводством.

Когда он пропалывал и рыхлил землю вокруг цветущих кустов картофеля, его вдруг осенило, что он невольно стал рабом картошки. День за днем он стоит на четвереньках, пропалывая, удобряя, поправляя, защищая кусты картошки и изменяя окружающую их внешнюю среду согласно утопическим ожиданиям картошки.

Эта точка зрения превращает вопрос о том, кто выполняет чьи приказы, в почти метафизическую проблему. Действительно, наши одомашненные растения не могут разрастись без нашей помощи, но и наше выживание как вида зависит от горстки одомашненных культур.

Одомашнивание животных можно интерпретировать аналогичным образом. Кто служит кому — и здесь непростой вопрос: крупный рогатый и другой домашний скот мы разводим, провожаем на пастбища, кормим и защищаем. Эванс-Притчард в своей известной монографии о скотоводческом народе нуэров написал о них и их крупном рогатом скоте примерно то же самое, что Поллан сказал о своем картофеле:

«Мы говорили, что нуэров можно назвать иждивенцами коров, но с тем же основанием можно сказать, что корова является иждивенкой нуэров, которые всю свою жизнь посвящают заботе о ее благополучии.

Они строят крытые загоны, жгут костры и чистят краали для ее удобства; передвигаются из деревень в лагеря, из лагеря в лагерь и из лагеря обратно в деревни ради ее здоровья; борются с дикими зверями, защищая ее; делают для нее украшения. Корова живет спокойно, лениво и праздно благодаря преданности нуэров».

Можно возразить против такой аргументации, сказав, что Поллан ест свою картошку, а нуэры — свой скот (а также продают, обменивают и дубят шкуры). Это действительно так, но все же пока картофель и корова живы, они являются объектом ежедневной заботы, обеспечивающей их благополучие и безопасность.

Таким образом, пока мы не можем ответить на серьезный вопрос, как одомашнивание повлияло на наш мозг и лимбическую систему, но мы можем предположить, как жизнь в позднем неолите менялась под влиянием наших взаимоотношений с одомашненными животными в нашем домохозяйстве.

Сначала давайте сравним жизненные миры охотника-собирателя и земледельца (с домашним скотом или без него). Внимательные наблюдатели за жизнью охотников-собирателей были поражены тем, что она состоит из кратковременных всплесков активности.

Ее виды чрезвычайно разнообразны — охота и собирательство, рыбалка, изготовление ловушек и строительство запруд — и предназначены для того, чтобы максимально использовать природные ритмы доступности пропитания. Я полагаю, что понятие «ритмы» здесь основное.

Жизнь охотников-собирателей подчинена множеству естественных ритмов, за которыми они должны тщательно следить: передвижения стад дичи (оленей, газелей, антилоп и кабанов), сезонные миграции птиц, особенно водоплавающих, которых можно перехватить и отловить в местах отдыха или гнездования, ход желаемой рыбы вверх или вниз по течению, циклы созревания фруктов и орехов, которые нужно собрать до прихода конкурентов или до того, как они испортятся, и наименее предсказуемые появления дичи, рыбы, черепах и грибов, которыми нужно воспользоваться максимально быстро.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но некоторые позиции в нем особенно важны. Во-первых, каждый вид деятельности требует отдельного «набора инструментов» и приемов отлова или сбора, которыми нужно овладеть.

Во-вторых, следует помнить, что собиратели издавна получали зерно с естественных насаждений злаков, для чего создали практически все те орудия, что мы относим к неолитическому набору: серпы, поверхности для молотьбы и корзины, подносы для веяния, дробильные ступы, точильные камни и т.п.

В-третьих, каждый вид деятельности представлял особую проблему с точки зрения координации усилий, поскольку требовал специфического группового взаимодействия и разделения труда. И, наконец, виды деятельности, характерные для первых деревень на аллювиальных равнинах Месопотамии, охватывали несколько пищевых сетей (болота, леса, саванны и засушливые районы), каждая из которых имела свою сезонность.

Жизнь охотников-собирателей зависела от естественных ритмов, но в то же время они были универсалами и оппортунистами, всегда готовыми воспользоваться любыми возможностями, какие предоставляла им разнообразная и эпизодически щедрая на дары природа.

Ботаников и натуралистов постоянно удивляют уровень и широта знаний охотников-собирателей об окружающей природе. Их таксономии растений не укладываются в категории линнеевской классификации, но они более практичны (съедобный, лечит раны, красит в синий цвет) и столь же продуманы.

Кодификации сельскохозяйственных знаний в Америке традиционно имеют форму рекомендаций из Фермерского альманаха, который, помимо всего прочего, советует, когда нужно сажать кукурузу.

По сути, охотники и собиратели имели целую библиотеку альманахов: один — про естественные насаждения зерновых, с разделами про пшеницу, ячмень и овес; другой — про лесные орехи и фрукты, с разделами про желуди, буковые орешки и ягоды; третий — про рыбалку, с разделами про моллюсков, угрей, сельдь и шэд, и т.д.

Самое поразительное — то, что эта энциклопедия знаний и исторически накопленного опыта хранится лишь в коллективной памяти и устной традиции сообщества охотников- собирателей.

Возвращаясь к понятию естественных ритмов, можно охарактеризовать охотников и собирателей как внимательно прислушивающихся к четкому метроному разнообразных ритмов природы. Земледельцы, особенно оседлые и зерновые, как правило, ограничиваются одной пищевой сетью, поэтому их повседневная жизнь подчинена ее ритму.

Успешно довести несколько зерновых до урожая — несомненно, тяжелая и сложная работа, но она подчинена требованиям одного доминирующего крахмалосодержащего растения.

Не будет преувеличением сказать, что по сложности охота и собирательство отличаются от зернового земледелия так же, как оно — от монотонной работы на современной сборочной линии: каждый из названных видов деятельности представляет собой очередной шаг в сторону сужения перспективы и упрощения решаемых задач.

Одомашнивание растений, в конечном итоге представленное оседлым земледелием, опутало нас сетью круглогодичных повседневных обязанностей, которая определила организацию нашего труда, особенности наших поселений, социальную структуру наших сообществ, обустройство наших домохозяйств и существенную часть нашей ритуальной жизни.

Доминирующая сельскохозяйственная культура задает большую часть нашего жизненного расписания — от расчистки поля (огнем, плугом, бороной), затем посева, прополки и орошения до постоянной бдительности по мере вызревания урожая, который запускает другую последовательность действий: в случае зерновых это срезание колосков, связывание снопов, обмолот, сбор колосков после жатвы, отделение соломы и плевел, просеивание, сушка и сортировка, причем большая часть этих работ исторически считалась женской.

Затем следовала ежедневная подготовка зерна к потреблению на протяжении всего года — дробление, измельчение, разведение огня, готовка и выпечка — задававшая ритм жизни домохозяйства.

Я полагаю, что эти ежегодные и повседневные скрупулезные, трудоемкие, взаимосвязанные и обязательные практики лежат в основе любого комплексного анализа «цивилизационного процесса». Они привязывают людей, занимающихся сельским хозяйством, к поминутно расписанной хореографии танцевальных шагов, определяют физическое строение их тел, архитектуру и планировку домашней усадьбы, как бы настаивают на определенном типе кооперации и координации.

Читать еще:  Комнатная цинерария Можно ли выращивать на улице?

Если продолжить нашу метафору, то эти практики — фоновый ритм жизни домохозяйства. Как только Homo sapiens сделал судьбоносный шаг к сельскому хозяйству, он поступил в строгий монастырь, чьим настоятелем является требовательный генетический часовой механизм нескольких растений, в частности в Месопотамии это пшеница и ячмень.

Норберт Элиас убедительно описал разраставшиеся цепи взаимозависимостей среди скученного населения средневековой Европы, которые способствовали его взаимному размещению и сдерживанию и которые он назвал «цивилизационным процессом».

Однако за тысячелетия до описанных Элиасом социальных трансформаций (и совершенно безотносительно гипотетических изменений в нашей лимбической системе) большинство представителей нашего вида уже были дисциплинированы и подчинены метроному наших собственных сельскохозяйственных культур.

Как только зерновые стали основным продуктом на древнем Ближнем Востоке, просто поразительно, насколько аграрный календарь стал диктовать распорядок общественной ритуальной жизни: церемониальная вспашка земли священниками и царями, обряды и праздники урожая, молитвы и жертвоприношения во имя богатого урожая, боги разных злаков.

Метафоры, посредством которых люди рассуждали, все чаще основывались на одомашненных зерновых и животных: «время сеять и время собирать урожай», быть «добрым пастырем». Вряд ли в Ветхом Завете можно обнаружить хотя бы один параграф без таких метафор.

Кодификация повседневной и ритуальной жизни на основе домохозяйственных практик — убедительное доказательство того, что в ходе одомашнивания Homo sapiens обменял все разнообразие дикой флоры на горстку злаков, а все разнообразие дикой фауны — на горстку домашних животных.

Я испытываю искушение назвать поздненеолитическую революцию со всем ее вкладом в становление крупных обществ деквалифицирующей и упрощенческой.

Адам Смит предложил в качестве показательного примера повышения производительности, которое обеспечило разделение труда, булавочную фабрику, где каждый шаг в производстве иголок был разбит на поминутно нормированные задачи, выполняемые разными рабочими.

Алексис де Токвиль с симпатией отнесся к работе Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», но задался вопросом: «Что можно ожидать от человека, который двадцать лет своей жизни был занят изготовлением булавочных головок?»

Если это слишком мрачное изображение прорыва, ответственного за саму возможность становления цивилизации, то давайте по крайней мере признаем, что он снизил интерес нашего вида к практическому знанию о мире природы и сократил наш рацион, жизненное пространство и богатство ритуальной жизни.

Зерновые культуры список растений с фото

Зерновые культуры относятся к семейству злаковых (Poacea) или мятликовых (Pooideae).

Среди них выделяют хлеба первой группы (типичные хлеба) и второй группы (просовидные). Типичные хлебные это рожь, пшеница, ячмень, овес. К просовидным относятся рис, кукуруза, гречиха и другие.

Строение важных органов у большинства хлебов выглядит сходно. Корневая система злаковых мочковатая, исключение составляет гречиха – у неё стержневая. Наиболее мощными, хорошо развитыми корнями могут похвастаться рожь озимая, пшеница и кукуруза.

Стебель – полая соломина, имеет до 8 междоузлий. Наибольшая ширина у корней и наименьшая у верхушки. Исключение – кукуруза – её стебель заполнен рыхлой тканью.

Соцветие – колос (у ржи, ячменя и пшеницы) и метелка (овес, рис). Кукуруза имеет два вида соцветий – метелку и початок. Плод – зерновка или орешек у гречихи.

Далее подробно рассмотрим каждую культуру, их главные признаки, разницу между ними, пользу и наиболее значимые показатели.

Существуют однолетние и многолетние виды ржи. Из них возделывается всего один Secale cereale.

Соцветие ржи – сложный колос. Среди озимых зерновых рожь имеет наиболее развитые корни. Листья линейные, зеленые, матовые. Ветроопыляема. Рожь лучше остальных культур переносит холод.

Основной состав зерновки: углеводы и белок (до 10%). Также содержатся витамины В, РР, Е и минералы.

Благодаря полезному составу рожь используется в народной медицине:

  • повышает сопротивляемость организма к заболеваниям,
  • понижает уровень сахара в крови,
  • обладает отхаркивающим действием при кашле,
  • пищевые волокна стимулируют работу желудочно-кишечного тракта.

Переработанные зерновки используют для выпечки хлеба. Отходы, получаемые в процессе сортировки, имеют питательную ценность для скота. Хороший урожай ржи можно получить даже при плохих климатических условиях.

Наибольшее распространение в возделывании получили два вида: овес посевной (Avenasativa) и овес византийский (Avenabyzantina).

Стебель травянистого растения пустотелая соломина. Корневая система, как и у большинства злаковых, мочковатая. Листья вытянутые, имеют линейный рисунок. Соцветие овса метелка, а плод – зерновка.

Химический состав зерновки богат витамином В, кальцием, железом, фосфором. Основное место занимают углеводы, крахмал и белок.

Овес широко используется для переработки в пищу для человека и кормов животных. Из его зерновок можно получить овсяные крупы, толокно, галеты. Каши, приготовленные из овсяной крупы, рекомендуются для диетического питания.

Также овес применяют для приготовления алкогольных напитков, браги. Зерно овса – качественный корм для крупного и мелкого рогатого скота. Сбор овса и других культур используют для сенажа, силосования.

Зерновая культура – кукуруза

Родом кукуруза из Мексики. Так же как и пшеница с рисом, кукуруза относится к зерновым основным культурам мира. Кукуруза содержит около 5% ценных жиров, а также белок, минеральные вещества и углеводы, но и по другим параметрам злак не отстает от других видов зерновых культур.

Растительные жиры находятся в ростках кукурузы, поэтому злак богат ценным маслом и насыщенными жирными кислотами. Кукуруза используется для производства кукурузой муки, которую используют в течение 4 месяцев с момента изготовления, в противном случае имеющиеся растительные жиры в составе могут прогоркнуть и мука приобретет горьковатый вкус.

Самая урожайная зерновая культура в мире – кукуруза среди всех остальных злаков считается универсальным видом. Ее можно использовать для кормления животных, к тому же она пригодна для производства американского спиртного напитка – виски, из нее изготавливают крахмал, масло для салатов, соусы, десерты, а также получают декстрозу, сахарный сироп и варят в початках. Самую огромную популярность, кукуруза получила из-за отваренных початков. На западе кукурузную крупу применяют в приготовлении поленты – это итальянская, густая кукурузная каша, которая при употреблении нарезается ножом.

Часто домохозяйки используют кукурузу для приготовления хлеба в домашних условиях, пирогов, клецок, пельменей и много чего другого. Безусловно, не стоит списывать со счетов знаменитые кукурузные хлопья, вызвавшие по всему миру колоссальный бум готовых к употреблению завтраком – кукурузные хлопья с молоком.

Кукурузную крупу и муку получают посредством дробления. Как и картофель, этот злак является богатым источником крахмала – в ней содержится до 90% крахмала. Крахмал используется для приготовления, а именно для загущения соусов, супов и даже для придания пышности при выпечке.

Зерновая культура – пшеница

Пшеница является одной из самых возделываемых зерновых культур в мире, по той причине, что она используется в самых разных продуктах питания. Мука грубого помола, рафинированная пшеничная мука используется для производства пива.

В настоящее время существует несколько разновидностей этого вида зерновой культуры, которая распределяется по цвету, сезону сборки, и твердости зерна. Пшеничный злак является калорийным продуктом. В 100 граммах пшеницы содержится 340 калорий. В ней содержатся жиры и углеводы. Кроме этого в пшенице содержатся полезные минералы, витамины и белки. Пшеницу используют для лечения женского бесплодия, болезни Альцгеймера и слабоумии.

Зерновая культура – ячмень

Ячмень, как и пшеница также используется чаще всего для изготовления хлеба. Ячмень перерабатывается (перемалывается) в муку. На рынок поставляется в виде хлопьев или ячменной муки грубого помола. В отличие от других злаков, ячмень отливается немного ореховым и сладким вкусом. Ячменная культура популярна и славится своей универсальностью. Выращивается ячмень в любом климатическом поясе и может быть в зависимости от сорта иметь разные цвета: фиолетовый, светло-коричневый и коричневый.

Основную популярность ячмень получил из-за применения этого злака в пиве и других алкогольных напитков. Ячмень часто используется при приготовлении разных кулинарных блюд. В отличие от пшеницы и кукурузы, ячмень имеет больше белка и клейковины. Ячмень также богат антиоксидантами и злаковыми волокнами – минералами и множеством витамин.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector